среда, 4 июля 2012 г.

VisitRussia-2012: как брендировать Кощея

По итогам Международного туристического форума "VisitRussia-2012", который состоялся в конце мая в Ярославле, на официальном сайте мероприятия опубликована резолюция. В отличие от большинства официальных текстов, резолюция ярославского форума отличается краткостью и... Да, собственно, краткостью только она и отличается.
Более наглядно проблемы современного внутреннего туризма России сформулированы в статье "Как брендировать кощея", написанной по итогам все того же форума.  Корреспондент "РР" выводит десять основных причин, почему наш внутренний туризм развивается гораздо медленнее, чем хотелось бы.



1. Отсутствие реальной государственной поддержки
Как показывает международный опыт, наиболее эффективно туризм развивается в тех странах, где есть внятные программы его поддержки на государственном уровне (например, крупнейший туроператор Испании компания Turespana — это государственное предприятие).
В России же сложился некий порочный круг. Власти не слишком заботятся о развитии отрасли, так как туристов мало (по словам председателя совета директоров «Корпорации развития “Золотое кольцо”» Петра Шуры, «в развитых странах внутренний туризм составляет 10–12% от ВВП, а в России этот показатель находится на уровне 1–2%»). Туристы же не интересуются российскими маршрутами, так как никто не обращает внимания на их нужды, не занимается инфраструктурой. Рассчитывать на малый бизнес в данном случае смысла нет: строительство крупных отелей, дорог — это задачи, с которыми может справиться только государство в союзе с крупными частными инвесторами. 

2. Неудачная пропаганда
Большинство иностранцев из российских достопримечательностей знают лишь Москву, Санкт-Петербург и Байкал. Джошен Чех, один из участников форума, исполнительный директор туристической компании Go East Reisen, специализирующейся на Восточной Европе, с удивлением отмечал, что мало кто едет в нашу страну ради знакомства с ее потрясающей, иногда почти нетронутой природой. «Россия не занимается своим пиар-продвижением», — печально заметил он.
Впрочем, еще печальнее другое: наши соотечественники знают о своей стране немногим больше. Каждому ли из нас известно о существовании пещерных монастырей под Воронежем, Хмелиты — изумительной барочной усадьбы семейства Грибоедовых под Вязьмой, острова Соляного с древними солеварнями в Ярославской области. Необходимо грамотно заниматься пропагандой, в частности, делать удобные интернет-сайты и выпускать путеводители.

Туристико-информационное бюро Санкт-Петербурга можно считать удачным исключением. Внятная программа действий, интересные проекты. И все это на уровне городского руководства. Правда, без штамповых медведей в промо-материалах все-таки не обошлось.


Хотя если сравнить с промо-роликом Москвы, который реально транслировался на зарубежных тв-каналах, и в котором, по репликам интрернет-сообщества, балерина Захарова "исполнила мутко", медведи из Питера , что называется, "рулят".


3. Неудачное брендирование
Реклама даже известных туристических объектов на редкость однообразна: «Такой-то город — жемчужина Золотого кольца (Подмосковья, Сибири, Дальнего Востока)». Попытки изменить подобное положение вещей уже предпринимаются. Пример тому — проект «Сказочная карта России», давший точную прописку большинству фольклорных героев. Кощея Бессмертного поселили в деревне Старица Тверской области, Алешу Поповича — в Ростове, Колобку для жительства подыскали Ульяновск.
Однако Александр Панкрухин, научный руководитель Гильдии маркетологов России, призывает осторожней относиться к такому нередко искусственному брендированию. Он, к примеру, скептически воспринял новость об обретении Колобком родины, поскольку считает, что вряд ли это привлечет в город толпы туристов и приведет в восторг местных жителей. По мнению Панкрухина, если речь идет не о деревнях, а о больших городах, для создания имиджа целесообразнее использовать реальные научные, промышленные или культурные достижения.
При этом надо понимать, что для иностранцев и россиян брендирование должно быть совершенно разным. Гостей с Запада бессмысленно завлекать в Ульяновск Колобком или в Самару тем фактом, что именно там родилась песня «Ах, Самара, городок». Им гораздо интереснее, что Ульяновск — место, где родился Ленин, а в Самаре сохранился бункер Сталина.


4. Слабое развитие провинциального туризма
Мы живем в эпоху, когда уставшие жители мегаполисов ищут для отдыха медвежьи углы. Деревянный домик с садиком, банькой и местом для мангала для них гораздо привлекательнее пафосного отеля с конференц-залом, лифтами и джакузи в номере. Но живописнейшие российские городки и деревни совершенно не готовы к приему гостей. Между тем даже из самого обычного села можно, приложив усилия, сделать привлекательный для путешественников объект.
Пример тому — село Вятское в Ярославской области, которое называют «лабораторией туризма». Один местный бизнесмен при поддержке районной и сельской администрации создал здесь за последние годы несколько интересных музеев. Среди них — Музей вятского торгующего крестьянина, музей «Русская банька по-черному», Музей русских забав, интерактивный музей «Нумера купцов братьев Урловых», интерактивная экскурсия «Час в богатом сельском доме» и «Музей ангелов» с множеством игрушечных и рисованных экспонатов, появившийся благодаря тому, что в начале XIX века один из местных крестьян ремонтировал ангела на шпиле Петропавловской крепости. В результате Вятское вошло уже почти во все путеводители по Золотому кольцу.



5. Плохие дороги
Наглядная иллюстрация этой проблемы — туристические буклеты с рекламой провинциальных домов отдыха, коттеджей, гостевых изб. В рубрике «Как к нам добраться» обычно пишут следующее: «Проехать десять километров по щебенке, переехать деревянный мост, оставить машину и 500 метров идти пешком». Из-за этого интереснейшие туристические объекты иногда оказываются вне зоны доступа.

6. «Феодальная раздробленность»
Как говорит Игорь Елфимов, заместитель губернатора Ярославской области, «мы, вместо того чтобы вместе создать какой-то интересный маршрут, пытаемся конкурировать между собой. Наоборот, надо объединяться. У нас даже дороги на границах областей ужасные».
Действительно, дело не только в качестве дорожной сети, но и в том, что Россия живет словно в пору феодальной раздробленности. Дороги часто обрываются у границ областей, и чтобы добраться из пункта А в пункт Б, в случае если они расположены друг от друга в нескольких километрах, но в разных регионах, приходится ехать в областной центр.

7. Дорогие и плохие гостиницы
Наши отели делятся на две категории — либо старые советские приюты «эконом-класса», как стыдливо пишут в путеводителях, либо что-то новое или отремонтированное, но по ценам от ста долларов за ночь. В последнее время появились так называемые гостевые дома, то есть обычные избы или коттеджи, принадлежащие частным лицам. Но все эти заведения с уютными названиями вроде «У бабы Нюры» или «Изба мельника» тоже недешевы, да и найти их можно лишь в самых раскрученных туристических городах.

8. Слабое развитие специализированных видов туризма
Религиозный, экстремальный, эко- и фототуризм — все это отдано на откуп даже не мелким компаниям, а самим путешественникам, которые самостоятельно прокладывают маршруты, устраиваются на ночлег, решают проблемы с питанием. Популярнейшие во всем мире агро- и гастрономический туризм в России в лучшем случае только-только начинают развиваться.


9. Проблемы с общепитом
В большинстве провинциальных городов рестораны и кафе по-прежнему ориентированы главным образом на проведение шумных и нетрезвых мужских посиделок. Семьи с детьми в такой обстановке чувствуют себя крайне неуютно. Меню однообразно: бесконечные салаты под майонезом, закуска к водке. Отдельная проблема — завтраки. Если туриста не покормят в гостинице, он рискует полдня ходить голодным: до полудня все точки общепита обычно закрыты.


10. Плохая «упаковка»
Даже в популярных туристических городах с множеством достопримечательностей трудно бывает найти информационный центр или указатели на английском языке. Публичное пространство выглядят уныло: некрасивые вывески, облезлые скамейки. Городская уличная мебель вплоть до такой прозаической вещи, как мусорные баки, должна быть удобной и красивой — как и вообще все то, с чем соприкасается в повседневной жизни не только турист, но обычный горожанин. В конце концов, не зря же говорят: другие полюбят тебя тогда, когда ты сам себя полюбишь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 
Web Analytics
Rambler's Top100